Понедельник, 24 Февраля 20, 7:32:28 AM
Приветствую Вас Гость | RSS
Енотаевская общеобразовательная школа-интернат 

Адрес:416200 с.Енотаевка ул.Чернышевского/Куйбышева 26/67 Телефон:+7 (85143) 91024, факс 8-(85143)92-9-58 E-mail :skoshi10@mail.ru


Меню сайта
Школьные новости
Педагогический мир
Радио
В стране
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Педагогам

 

 

Особенности конфликтов между учителями и учениками

Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфронтация с детьми, условия жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, - явление обычное. Конфликты между учителем и учеником можно классифицировать так:
- действия, связанные с успеваемостью ученика, выполнение им внеучебных        
заданий;
- поведение и поступки учителя как реакция на нарушение учеником правил       
поведения в школе и вне её;
- отношения, возникающие в сфере эмоционально-личностного взаимодействия между учителем и учащимся;
Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи ученику. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в усвоении материала, а также тогда, когда учитель преподаёт в классе непродолжительное время, и отношения между ним и учениками ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение школьных конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к учащимся, а отметки используются как средство наказания для тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации нередко становятся причиной плохой успеваемости способных, самостоятельных учеников, у  них снижается интерес к познанию вообще.
Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснив его мотивы, или сделал необоснованные выводы. Ведь один и тот же поступок может быть продиктован различными мотивами. Учитель пытается корректировать поведение учеников, порой оценивая их поступки при недостаточной информации о причинах их вызвавших. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, не вникая в отношения между детьми - в таких случаях возможны ошибки при оценке поведения. Как следствие – вполне оправданное несогласие учеников с таким положением.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты  приобретают личную окраску, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Причины  конфликтов между учителями и учениками.

  1. Недостаточная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
  2. Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
  3. Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
  4. Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и

« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справится с эмоциями.

  1. Присутствие других учеников делает их из наблюдателей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл для них, об этом всегда приходится помнить учителю.
  2. Профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении, поскольку приоритетными всегда остаются интересы ученика как формирующейся личности
  3. Всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики.

Современная ситуация в стране, бедственное положение многих семей, недостаточная подготовка молодых учителей к конструктивному разрешению конфликтов с учениками приводят к деструктивным последствиям. По данным психологических исследований  40% детских неврозов носят дидактогенный характер. Исследования также показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий в учебном процессе.
Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте; и если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителями дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями, например: конфликты могут стать хроническим явлением в этом классе. 
Опрос школьников в одной из российских школ  показал, что около 80% учащихся испытывают  ненависть к тем или иным педагогам. В качестве основных причин  такого отношения ученики называют следующие:
- учителя не любят детей;
- отрицательные личностные качества учителя;
- несправедливая оценка их знаний учителем;
- учитель плохо владеет своей профессией.
В основе конфликтных отношений между учеником и учителем нередко лежит негативная оценка учащимися профессиональных и личностных качеств педагога. Чем выше школьник оценивает профессионализм и личность учителя, тем более он для него авторитетен, тем реже между ними возникают конфликты.
Задолго до возникновения конфликтологии как науки умными людьми на основе житейского опыта было сформулировано правило: «Когда два человека конфликтуют, неправ тот из них, кто умнее». Умный должен уметь защитить себя без конфликтов. Исходя из этого, в конфликтах учеников с учителями чаще всего неправы последние. Житейский опыт ученика, объём его знаний, мировоззрение, навыки общения с окружающим миром гораздо меньше, чем у учителя. Педагог должен оставаться выше конфликта и разрешать естественные и неизбежные проблемы во взаимоотношениях с учениками без негативных эмоций.
С другой стороны было бы совершенно неправильно всю ответственность за конфликты между учеником и учителем возлагать на последнего.
Во- первых, нынешние школьники заметно отличаются от тех, кто учился в школе в 1992 году. Причем, нередко  не  в лучшую сторону. Пятнадцать  лет  назад  в кошмарном сне невозможно было представить, что в школе так обострится ситуация  с употреблением алкоголя, наркотиков, токсичных веществ. А нынче это реальность.
Во-вторых, заметно увеличилась разница между социально-экономическим статусом в семьях, что способствует возникновению конфликтов между учениками и учителями.
В-третьих, очевидно снизилось качество профессиональной подготовки учителей.
А также низкий уровень жизни провоцирует напряженность во взаимоотношениях учащихся и учителей. Стресс у педагогов и учеников вызывает повышенную агрессию.

 

 

Рекомендации учителю по профилактике  конфликтов.

  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.
  2. Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и учеников испортите.
  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют  отрицательные  функции:

- оказывают  разрушающее  влияние  на  здоровье  того,  кто  конфликтует;
- ухудшает качество мышления;
- по закону эмоционального заражения  вызывают  ответную  неприязнь  у  партнёра  по    
общению.

  1. Не  стремитесь  радикально, быстро, «лобовыми»   методами  переделывать   учеников.

Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.

  1. Оценивая результаты учебы  и  поведения  школьника, всегда  сначала  обращайте

Внимание на то, что  ему удалось сделать  и  чего достичь. Только после этого   уместно 
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении
и воспитании учащихся позволяет повысить эффективность работы учителя, способствует профилактике конфликтов между педагогом и  школьниками.
6.  Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других 
учителей, администрации, родителей.
7. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими  представляют  собой  не 
только самостоятельную, но большую общественную ценность. Говорят, что хороший 
человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель- профессионал конфликтен,
такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием 
предмета.

  1. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого ученика.

Однако не стоит злоупотреблять своим учительским авторитетом. Лучше старайтесь
поддерживать авторитет, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в классе.

 

 

Послеотпускная депрессия

После отпуска  любой  человек испытывает стресс. Кажется, что все радости позади, а впереди только  дождливая осень, длинная зима и куча проблем. И так не хочется на работу… Это мучительное состояние, когда ты никак не можешь включиться  в привычное рабочее русло, психологи называют послеотпускной  депрессией. Но если у взрослых отпуск не больше двух месяцев, а чаще – месяц, то у детей каникулярный загул продолжается всё лето. Три месяца для ребёнка – это огромный кусок его жизни, который, к сожалению, теперь закончился. Пора влезать  в строгие брюки и юбки, затягивать на шее галстуки и браться за ручки и книжки. А чтобы адаптация проходила безболезненно, советуют воспользоваться рекомендациями.

Ученики  начальной школы  к  первому сентября  забывают, как ручку в руках держать, не то, что считать и писать. Ничего страшного нет, если вы не успеваете выполнить всё запланированное  на уроке, - первые дни всё равно идет сплошное повторение.

Ученики средней школы  - самые  взбалмошные  и непослушные. Такой у них возраст. Они в своем большинстве не хотят учиться, а хотят лениться. Если  же вы их заставляете  браться за ум, они начинают грубить. Не беда. Средний школьный возраст – время  «закручивания гаек». Чем строже с ними с самого  начала, тем лучше результат учебы.

Старшеклассники – к ним нужен уже свой подход. Помогаем,  прежде  всего поднять  самооценку. В этом возрасте ребята работают над имиджем  и   своим  внешним видом, поэтому все замечания делаем в  тактичной  форме,  бережно относимся к самолюбию  учащихся.

Одиннадцатый и последний.  Загружаем  уроками   так, чтобы  на  пиво  и  мальчиков – девочек времени вообще не оставалось. Вносим ясность на предстоящие  экзамены  и, исходя из  намеченного, идем  все вместе к цели.  Становимся чуткими к личности  каждого ребенка, пытаемся его понять и принять таким, какой он есть. Устанавливаем  с ним доверительный контакт.

 

 
школьная жизнь
«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829
  • Веселая жизнь школы
  • Полезные ресурсы.
    Оцените наш сайт
    Ну и как Вам? Понравилось?
    Всего ответов: 22
    Календарь
    «  Февраль 2020  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    242526272829

    Copyright MyCorp © 2020
    uCoz